Диагностика сцепления, конструкция, как правильно выжимать сцепление

Надежный и выносливый узел, который служит без проблем сотню тысяч км пробега. Это сцепление в любом автомобиле с механической коробкой передач. 

Несмотря на то, что его ремонт связан с демонтажем КПП, запчасти механизма сцепления в магазине УкрЗапчасть всегда в наличии и по хорошим ценам, а ремонт узла желательно спрогнозировать заранее.

сцепление в сборе

Устройство и принцип работы сцепления

Каким бы ни был совершенным двигатель внутреннего сгорания, эффективность КПП можно оценить только в определенном диапазоне оборотов. 

Недаром при указании максимальной мощности и крутящего момента производитель обязательно указывает обороты, на которых эти значения максимальны.

двс

Например, на Шевроле Авео Т250 с 1,5-литровым двигателем максимальных 130 Н∙м выкручиваются на 3000 об/мин, а максимальных 86 сил можно добыть на 5600 об/мин.

2-литровый Great Wall Haval H6 может выдать своих 190 лошадей на 5500 об/мин, максимальный крутящий момент 340 Н∙м удается получить в диапазоне от 2000 до 3200 об/мин.

обороты

Как видим, эффективный диапазон работы ДВС находится в жестких рамках. И это не зависит ни от объема, ни от конструкции головки блока цилиндров, ни от типа топлива. 

Для того, чтобы крутящий момент равномерно передавался на ведущие колеса, существует трансмиссия — главная пара, коробка передач и сцепление.

кпп

Механическая коробка передач не может менять скорости под нагрузкой, поскольку это чревато разрушением шестерен. 

Крутящий момент с коленчатого вала передается на первичный вал КПП и, если бы не сцепление, оба вала вращались бы синхронно.

механизм

Мы добрались до самого главного: сцепление необходимо для того, чтобы временно прекращать подачу крутящего момента на первичный вал коробки передач и на всю трансмиссию в целом.

привод

Это необходимо как при переключении передач, так и иногда при торможении и трогании с места. Особенно полезны навыки работы со сцеплением при старте под уклон.

Механизм сцепления состоит из нескольких основных компонентов:

  1. Маховик коленвала с зубчатым венцом. Кроме прочего, он служит для балансировки коленвала, а также для пуска двигателя стартером благодаря зубчатому зацеплению. Но основная его задача — передавать крутящий момент на другие элементы сцепления.
    маховик

  2. Ведомый диск сцепления. Основная часть системы. Его конструкция не так проста, как кажется, но самые важные элементы диска — фрикционные накладки по обеим сторонам. С одной стороны они плотно прилегают к плоскости маховика, с другой — к ведущему диску.
    диск
    В случае, когда на ведомый диск действует сила, он плотно прижимается к маховику и вынужден вращаться вместе с ним. Ступица диска имеет шлицы, в которые входит ведущий вал коробки передач, он не имеет прямого контакта с коленвалом, вращение передается только через ведомый диск.
    сила

  3. Ведущий диск сцепления, корзина или нажимной диск. Обеспечивает прижимную силу, благодаря которой ведомый диск имеет возможность передавать крутящий момент на КПП.
    конструкция
    Корзина состоит из нажимного диска, корпуса, спиральных пружин и диафрагменной пружины. Спиральные пружины предназначены для создания необходимого усилия, чтобы преодолеть скольжение и прижать ведомый диск к маховику. Диафрагменная пружина служит для управления механизмом сцепления.
    пружина диафрагма

Чтобы размыкать подачу крутящего момента с коленвала на КПП, необходимо в свою очередь преодолеть усилие прижимных пружин и освободить ведомый диск.

В это время двигатель продолжает работать независимо от КПП. Для этого в конструкции корзины предусмотрена диафрагменная пружина.

принцип работы

Выжимной подшипник с помощью привода (гидравлического или тросового) давит на лепестки диафрагменной пружины, в это время нажимной диск не оказывает давления на ведомый и освобождает фрикционные накладки, между ними и маховиком образуется зазор. В это время мы переключаем передачи.

крутящий момент

После переключения передачи педаль сцепления отпускается, а крутящий момент снова передается на первичный вал КПП и, как следствие, на всю трансмиссию и ведущие колеса автомобиля. Благодаря исправному сцеплению переключения происходят мягко и плавно.

демпфер

В конструкции ведомого диска предусмотрено использование демпферных пружин. Они необходимы для того, чтобы исключить появление крутильных колебаний

ступица

Крутящий момент коленчатого вала передается сначала на фрикционные накладки диска, затем на пружины и только потом на шлицевую ступицу диска.

Неисправности сцепления и их симптомы. Как проверить 

Поскольку в механизме сцепления масса трущихся деталей, работающих порой под большой нагрузкой и в условиях высоких температур, износ запчастей неизбежен.

Чаще всего изнашиваются фрикционные накладки ведомого диска.

износ

Если на старых автомобилях накладки переклепывали или переклеивали, то сегодня в этом необходимости нет. 

В каталоге запчастей УкрЗапчасть можно найти сотни дисков сцепления для самых разных моделей автомобилей по отличным ценам.

Кроме ведомого диска часто изнашивается выжимной подшипник сцепления. Реже выходит из строя корзина. 

Как правило, это происходит из-за неправильной эксплуатации или слишком интенсивном использовании в тяжелых дорожных условиях. Если лопнет диафрагменная пружина, приходится менять всю корзину в сборе.

корзина

Основные неисправности механизма сцепления можно разделить на несколько групп:

  1. Вибрации на педали сцепления при нажатии, переключении и трогании с места, вибрация двигателя и дёрганья. Такое случается в том случае, если ведомый диск сцепления деформирован. А теряет геометрию он из-за перегрева, что часто случается с неопытными водителями.

  2. Сцепление ведет. Неисправность выглядит так, будто при полностью нажатой педали сцепления коленвал не до конца отключен от коробки передач. Например, при трогании с места с включенной передаче и полностью выжатым сцеплением машина может двигаться вперед, могут плохо включаться передачи.

  3. Сцепление буксует. Симптомы буксующего сцепления, напротив, выглядят так, будто педаль всегда находится в слегка нажатом положении. Это означает, что ведомый диск недостаточно плотно прилегает к маховику и проскальзывает под нагрузкой. Как правило, это происходит из-за износа фрикционных накладок или неправильной эксплуатации. В конечном итоге неисправность приводит к перегреву и короблению диска с невозможностью дальнейшей эксплуатации.

Этих поломок и даже симптомов можно легко избежать, если проводить проверку состояния сцепления хотя бы раз в 30-40 тысяч км пробега. Первая ласточка, свидетельствующая об умирающем сцеплении, это, конечно, изменения в работе педали и сложности с включением передач. 

Три симптома, указанных выше, говорят о необходимости немедленной замены запчастей механизма сцепления. Если же провести простейшую диагностику, можно избежать критических поломок в дороге. Чтобы проверить сцепление, достаточно найти ровный участок дороги, желательно без трафика.

Наша задача разогнаться до 40 км/ч и продолжать движение на четвертой передаче. Внимательно следим за показаниями тахометра и спидометра. Сбрасываем газ, пока спидометр не покажет около 40 км/ч, затем резко нажимаем на педаль газа до упора.

События могут развиваться по двум сценариям:

  1. Автомобиль начинает медленно, но уверенно набирать скорость. При этом стрелки тахометра и спидометра синхронно поднимаются. Со сцеплением все в порядке, если нет других к нему претензий.
    проверка1

  2. Автомобиль разгоняется вяло, при этом стрелка тахометра подскакивает вверх по шкале, в то время как стрелка спидометра долго остается на отметке 40 км/ч, после чего начинает лениво догонять тахометр. Это симптомы изношенного диска сцепления, который скоро начнет буксовать и перегреваться. Пора задуматься о замене сцепления.
    проверка 2

Все это можно определить на слух при наличии опыта — обороты растут, но автомобиль при этом разгоняется очень вяло.

Когда менять сцепление и как продлить ему ресурс

Замену сцепления необходимо проводить при диагностировании первых признаков износа. В первую очередь, как показывает практика, выходит из строя выжимной подшипник. На автомобилях Дэу и Шевроле (Ланос, Матиз, Сенс, Лачетти, Авео, Нексия и Эпика) выжимной подшипник выдержит в среднем около 45-50 тысяч км. На китайских машинах Чери (Амулет, Тиго, КуКу, Джаги) выжимной живет в пределах 40 тысяч км.

Опыт показывает, что ведомый диск сцепления необходимо менять каждую третью замену выжимного подшипника.

Однако сцеплению можно продлить жизнь. Причем существенно. Кроме периодической диагностики и контроля состояния механизма, нужно правильно пользоваться педалью сцепления. Существует несколько основных правил, которые касаются всех без исключения автомобилей с механической коробкой передач.

  1. Настраиваем сиденье. Вроде бы мелочь, но она существенно влияет на комфорт и, как следствие, корректность использования сцепления. Ставим ногу на педаль и выжимаем до упора. В этот момент спина должна иметь надежный подпор спинки сиденья, а колено не должно висеть в воздухе. Идеально, когда при выжатой педали нога не напрягается и лежит на подушке сиденья.

  2. Не жмем на педаль без надобности. Это болезнь новичков. Подсознательно нога тянется к педали сцепления во время движения. Особенно в городе. И подсознательно же во время движения, пусть незначительно, но на педаль оказывается давление. Это приводит к тому, что фрикционные накладки ведомого диска изнашиваются очень быстро, диск перегревается, на диафрагменной пружине появляются трещины.

  3. Трогаемся правильно. Во время трогания отпускаем педаль плавно, на оборотах не более 1500-2000 об/мин, учимся чувствовать момент зацепа, то есть тот момент, когда сила трения ведомого диска выравнивается с силой скольжения. Ни в коем случае не бросаем педаль сцепления, это может привести к разрушению корзины и ведомого диска. То же относится и к переключению передач.

  4. Не злоупотребляем сцеплением на высоких нагрузках. Если автомобиль забуксовал, везет тяжелый груз или тянет прицеп, использовать сцепление нужно особенно аккуратно. Есть риск разрушить ведомый диск.

  5. Не держим педаль сцепления нажатой даже во время кратковременных остановок. Это может привести к усиленному износу выжимного подшипника и разрушению диафрагменной пружины.

диск в сборе

Все приходит с опытом, но если взять за основу эти простые правила, замена запчастей сцепления будет проходить гораздо реже и езда на автомобиле станет комфортнее.

 

» Все статьи


Термостат: как проверить и для чего предназначен

Термостат: как проверить и для чего предназначен Любой двигатель внутреннего сгорания готов обеспечить заявленные производителем характеристики только при выполнении ряда жестких условий. Это касается пропорций воздуха и топлива в рабочей смеси, давления, качества и количества масла.  И, конечно, соблюдения температурного режима , который поддерживается в жестких рамках системой охлаждения.  Термостат — это именно та запчасть, которая отвечает за корректную работу системы и, соответственно, всего двигателя. Как устроен термостат Самый простой современный термостат, по каталогу  ТМ УкрЗапчасть , представляет собой рамку-вкладыш с клапаном и штоком.  Клапан в большинстве случаев открывается за счет расширения вещества под воздействием...

Как выбрать масляный фильтр и когда менять: конструкция и правила выбора топливного фильтра

Как выбрать масляный фильтр и когда менять: конструкция и правила выбора топливного фильтра Каждый водитель прекрасно понимает, что замена масла критически необходима каждых 7-8 тысяч км пробега. И все же, какое бы ни было дорогое масло, оно нуждается в очистке. Чем старше двигатель, тем очистка более востребована. Время от времени мы не жалеем денег на хорошее брендовое масло, но скупимся на покупку качественного масляного фильтра.  Сажа, конденсат, микроскопические продукты истирания в моторном масле никак не идут на пользу нашему двигателю. Поэтому выбор хорошего масляного фильтра не менее важен, чем выбор масла. Конструкция фильтра для масла Давайте вспомним о назначении моторного масла. Коротко: Антифрикционные свойства. Моющие свойства....

Реставрация задних фонарей, ремонт трещин

Реставрация задних фонарей, ремонт трещин Одним из основных назначений задних фонарей автомобиля является информирование других участников дорожного движения о габаритах авто и планируемых маневрах. Задние фонари включают в себя целый комплекс отдельных элементов, каждый из которых имеет определенные функции. Можно выделить такие основные составляющие: Стоп-сигнал. Габаритный свет. Сигнал заднего хода. Поворотники. Сигнал аварийной остановки. Каждый из этих элементов является важным для безопасности дорожного движения. Однако со временем задние фонари начинают терять свои эксплуатационные показатели, что во многом связано с состоянием внешнего пластикового элемента корпуса. Он начинает мутнеть, появляются...