Термостат: как проверить и для чего предназначен

Любой двигатель внутреннего сгорания готов обеспечить заявленные производителем характеристики только при выполнении ряда жестких условий. Это касается пропорций воздуха и топлива в рабочей смеси, давления, качества и количества масла. 

И, конечно, соблюдения температурного режима, который поддерживается в жестких рамках системой охлаждения. 

Термостат — это именно та запчасть, которая отвечает за корректную работу системы и, соответственно, всего двигателя.

простой термостат

Как устроен термостат

Самый простой современный термостат, по каталогу ТМ УкрЗапчасть, представляет собой рамку-вкладыш с клапаном и штоком. 

Клапан в большинстве случаев открывается за счет расширения вещества под воздействием температуры, а удерживается в закрытом положении благодаря пружине.

В закрытом объеме находится парафиносодержащее вещество, которое при нагревании переходит в жидкую фазу и расширяется, надавливая на шток клапана. 

Некоторые термоклапаны используют жидкости на спирту или порошки из меди и церезита. Так или иначе, при нагревании они меняют объем.

устройство

Инженерами заложена возможность не просто открывать и закрывать клапан термостата на 100%, но и использовать промежуточные положения, что немаловажно для терморегуляции двигателя во время движения автомобиля. 

Например, при температуре около 95 °С термостат может быть приоткрыт, что позволит более гибко контролировать температуру антифриза.

В большинстве случаев термостат начинает открываться при температуре антифриза около 80-83 °С, а полное открытие клапана достигается уже при температуре 100-105 °С в зависимости от модели двигателя.

Так устроен самый простой термостат, одноклапанный, который устанавливается на массовые бюджетники Дэу Матиз, Ланос, Шевроле Авео, Лачетти, автомобили Чери и Джили. На другие двигатели могут устанавливаться термостаты более сложной конструкции:

  1. Двухклапанный термостат. Применяется в тех случаях, когда давление в системе охлаждения достаточно высокое, а одного клапана не хватает, чтобы перекрыть контур. Тогда на одном штоке устанавливают два клапана — один для перекрытия малого контура, второй для блокировки большого. Работают они синхронно.
    двухклапанный

  2. Термостат с электронным управлением. Также становится все более популярным даже на бюджетных машинах. Такой термостат, к примеру, стоит на Шевроле Круз. Особенность его в том, что в корпус термостата встроен нагревательный резистор, управляемый ЭБУ. Таким образом удается более гибко распределять антифриз и удерживать температуру в зоне 90 °С даже при высоких нагрузках.
    электронный

  3. Электронный термостат с электроприводом. На европейских и американских автомобилях используют термостаты с сервоприводом. Фактически принцип действия остается тем же, только вместо термоэлемента клапан открывают сервомоторы, управляемые электронным блоком.
    с электронным управлением

Наиболее эффективны термостаты третьего типа. Во-первых, они способны буквально в течение минуты поднимать температуру антифриза до максимальной и так же быстро ее стабилизировать. Это положительно сказывается на приросте мощности, ресурсе двигателя и экономии топлива.

Назначение и принцип работы термостата

Как только на автомобилях в начале прошлого века появились двигатели водяного охлаждения, начал проявляться их большой недостаток по сравнению с воздушным охлаждением.

При всех плюсах и эффективности водяной рубашки блока и головки цилиндров, длительный прогрев и частый перегрев под нагрузкой заставили инженеров искать новое решение.

Решение нашлось только в 1922 году. Именно тогда в автомобильном двигателе появилось устройство, которое делило всю систему охлаждения на большой и малый контуры.

схема системы

Как известно, каждая жидкостная система охлаждения имеет радиатор для отвода тепла от головки блока и самого блока цилиндров. 

Однако практика показала, что нормальная работа камер сгорания и, соответственно, оптимальные характеристики двигатель выдает только в узком диапазоне температур, примерно от 75 до 100 °С.

Даже в теплое время года таких показателей по температуре охлаждающей жидкости удается добиться не сразу после запуска. 

Следовательно, какое-то время двигатель работает неэффективно, с высоким расходом топлива, да и при этом плохо смазывается маслом, поскольку и ему нужна определенная температура для достижения оптимальных смазывающих свойств.

Именно термостат позволил отсечь радиатор от системы охлаждения до тех пор, пока температура двигателя не придет в норму.

Конструктивно любая система охлаждения делится на два контура — большой и малый. В большой контур входят радиатор охлаждения, водяная рубашка двигателя, радиатор отопителя, помпа.

Но если установить на выходе из головки блока устройство, которое будет перенаправлять антифриз от радиатора снова к помпе и отопителю, мотор прогреется гораздо быстрее и быстрее выйдет на рабочий режим.

температура открытия

Как только антифриз прогревается до рабочей температуры, термостат позволяет ему циркулировать по большому кругу, включая радиатор, что способствует поддержанию стабильной температуры около 100 градусов во всем рабочем диапазоне оборотов.

В итоге на сегодня мы получили устройство, способное поддерживать стабильную температуру в двигателе во время работы за счет регулирования потока горячего антифриза и распределения его между большим и малым контуром по мере прогрева.

Неисправности термостата и чем это грозит

Подавляющее большинство автомобилей на дорогах Украины использует простой одноклапанный термостат в системе охлаждения. Устройство, действительно, не отличается хитромудрой конструкцией, поэтому и поломок у него может быть всего несколько:

  1. Износ штока клапана.

  2. Выход из строя термоэлемента.

  3. Заводской брак или неправильная установка.

Если покупать термостат у надежного продавца, такого как Укрзапчасть, заводской брак можно исключить. Неправильно установить термостат тоже нужно постараться. А вот износ штока или термоэлемента, рано или поздно проявят себя

Износ штока приводит к тому, что клапан заклинивает в каком-либо положении, а несправный термоэлемент просто не реагирует на изменения температуры, поэтому клапан всегда закрыт.

заклинило

И то, и другое опасно для двигателя. Хуже, когда клапан термостата заклинил в закрытом положении. В этом случае двигатель быстро перегреется и, если не обратить внимание на показания датчика температуры, перегрев может стоить капитального ремонта.

Если термостат заклинил в открытом положении, мотор будет долго нагреваться, что скажется на мощности, расходе топлива и температуре в салоне. Поскольку печка так и не выйдет на нормальный режим работы, в салоне будет холодно.

Клапан может заклинивать и в промежуточных положениях, что тоже не слишком хорошо. Во-первых, неисправность без снятия термостата будет очень сложно определить. Во-вторых, это также скажется на работе двигателя, поскольку он может как перегреваться, так и долго греться.

Как проверить термостат своими руками

Самый простой и быстрый способ диагностики термостата без снятия его с двигателя проводится буквально за 5-7 минут. Запускаем холодный мотор и кладем руку на верхний патрубок радиатора. Он не должен быть теплым до тех пор, пока стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости не покажет 60-75 °С.

Если же и после прогрева верхний патрубок радиатора остается холодным, термостат под замену — он заклинил в закрытом положении.  

Также просто проверить термостат на работоспособность после снятия с двигателя. Для этого пригодится градусник, емкость для нагрева воды, щипцы или пассатижи, чтобы удерживать термостат. Для начала стоит проверить шток на подвижность, просто пошевелив его. Если с этим возникли трудности, дальше можно не продолжать.

проверка

Если шток подвижный, то проведем дальнейшую проверку. Делается все просто.

  1. Опускаем закрытый холодный термостат в воду и начинаем нагревать сосуд.
    погружаем в воду

  2. При достижении номинальной температуры срабатывания (к примеру, 82 °С) клапан термостата должен начать открываться.
    нагреваем

  3. При нагреве воды до кипения (около 100 °С) термостат должен полностью открыться.

  4. Вынимаем термостат из воды и студим его под холодной водой. Клапан должен тут же закрыться.

Если температура начала открытия клапана не соответствует указанной на корпусе термостата, значит, термоэлемент отработал свое, термостат пора менять. Тем более, если клапан вообще не отреагировал на нагрев.

маркировка

При проверке таким способом нужно учитывать, что максимальный ход штока клапана при нагреве термоэлемента составляет примерно 8-9 мм в зависимости от модели.

проверка

Выбирая термостат в электронном каталоге Укразапчасть, необходимо учитывать рекомендации производителя двигателя, которые касаются температуры начала открытия клапана. В этом случае система охлаждения будет работать корректно, и двигатель прослужит долго.

» Все статьи


Диагностика сцепления, конструкция, как правильно выжимать сцепление

Диагностика сцепления, конструкция, как правильно выжимать сцепление Надежный и выносливый узел, который служит без проблем сотню тысяч км пробега. Это сцепление в любом автомобиле с механической коробкой передач.  Несмотря на то, что его ремонт связан с демонтажем КПП , запчасти механизма сцепления в магазине УкрЗапчасть всегда в наличии и по хорошим ценам, а ремонт узла желательно спрогнозировать заранее. Устройство и принцип работы сцепления Каким бы ни был совершенным двигатель внутреннего сгорания, эффективность КПП можно оценить только в определенном диапазоне оборотов.  Недаром при указании максимальной мощности и крутящего момента производитель обязательно указывает обороты, на которых эти значения максимальны. Например, на Шевроле Авео Т250 с...

Как выбрать масляный фильтр и когда менять: конструкция и правила выбора топливного фильтра

Как выбрать масляный фильтр и когда менять: конструкция и правила выбора топливного фильтра Каждый водитель прекрасно понимает, что замена масла критически необходима каждых 7-8 тысяч км пробега. И все же, какое бы ни было дорогое масло, оно нуждается в очистке. Чем старше двигатель, тем очистка более востребована. Время от времени мы не жалеем денег на хорошее брендовое масло, но скупимся на покупку качественного масляного фильтра.  Сажа, конденсат, микроскопические продукты истирания в моторном масле никак не идут на пользу нашему двигателю. Поэтому выбор хорошего масляного фильтра не менее важен, чем выбор масла. Конструкция фильтра для масла Давайте вспомним о назначении моторного масла. Коротко: Антифрикционные свойства. Моющие свойства....

Реставрация задних фонарей, ремонт трещин

Реставрация задних фонарей, ремонт трещин Одним из основных назначений задних фонарей автомобиля является информирование других участников дорожного движения о габаритах авто и планируемых маневрах. Задние фонари включают в себя целый комплекс отдельных элементов, каждый из которых имеет определенные функции. Можно выделить такие основные составляющие: Стоп-сигнал. Габаритный свет. Сигнал заднего хода. Поворотники. Сигнал аварийной остановки. Каждый из этих элементов является важным для безопасности дорожного движения. Однако со временем задние фонари начинают терять свои эксплуатационные показатели, что во многом связано с состоянием внешнего пластикового элемента корпуса. Он начинает мутнеть, появляются...